История компании SHELL
Красно-желтая ракушка – эмблема «Шелл» – является одним из наиболее известных товарных знаков XX века. История превращения морской ракушки в узнаваемый товарный знак берет начало в 1833 году, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски shell).
В 1891 году сын Маркуса оказался в Батуме, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. Он разместил заказ на техническую разработку и строительство первого в мире морского танкера, который в 1892 году обеспечил поставку первых 4 тыс. т керосина в Сингапур и Бангкок из России. Тогда же на бочках с керосином, перевозившихся компанией Маркуса Сэмюэля, впервые появилась ракушка в качестве товарного знака.
В 1897 году слово шелл перекочевало в название компании – Сэмюэль основал «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани». Сегодня красно-желтая ракушка «Шелл» является зарегистрированным товарным знаком в более чем 160 странах мира.
В 1890 году в Нидерландах была создана компания «Ройял Датч», которая занималась разработкой нефтяных месторождений в Вест-Индии и на Суматре. К 1896 году она располагала уже собственным танкерным флотом, способным соперничать с британским.
Со временем стало очевидно, что две конкурирующие компании смогут более эффективно вести свою деятельность, если объединятся, что и произошло в 1907 году. Так возникло крупнейшее в мире предприятие – концерн «Ройял Датч/Шелл» со штаб-квартирами в Лондоне и Гааге.
За слиянием последовал период роста – присоединялись новые источники сырья, строились крупные перерабатывающие заводы в Европе, Африке и Америке. С началом массового производства автомобилей нефтяная отрасль стала особенно быстро развиваться.
В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
Вплоть до Второй мировой войны «Шелл» развивался бурными темпами, осваивая новые территории и направления деятельности. В 1929 году «Шелл» сделал первые шаги в новом для себя секторе – нефтехимии.
В годы Второй мировой войны «Шелл» активно сотрудничал со странами антигитлеровской коалиции, в том числе с СССР, обеспечивая бесперебойные поставки нефтепродуктов и авиационного керосина.
1950–1960-е годы стали новым периодом роста для «Шелл», в это время на концерн приходится уже около 15% мирового производства нефтепродуктов. В 1970-е годы «Шелл» начал эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений в Северном море и стал пионером крупномасштабных проектов по сжижению природного газа и его транспортировке на большие расстояния.
В восьмидесятые годы «Шелл» внедрял передовые технологии, вводил в производство новые виды продукции и услуг и искал возможные решения экологических проблем. «Шелл» ввел в продажу неэтилированный бензин, и впоследствии занял лидирующую позицию в этом сегменте рынка.
В 90-х годах наступил период снижения цен на нефть, и «Шелл» стал уделять больше внимания нефти, газу и производству химических продуктов. К середине девяностых «Шелл» приступил к разработке плана деятельности на следующее тысячелетие и изучению новых требований к работе энергетических компаний. Особое внимание было уделено включению обязательств по устойчивому развитию во все виды деятельности концерна.
Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию - «Ройял Датч Шелл плс».
Сэр Маркус Сэмюэль
После смерти отца в 1870 году, Маркус Сэмюэль возглавил компанию, основанную его отцом, которая в 1897 году стала называться «Шелл Транспорт и Трейдинг Компани».
1902
В 1892 году первый в мире морской танкер «Мюрекс», построенный «Шелл», с 4000 тоннами российского керосина на борту успешно миновал Суэцкий канал и прибыл в Сингапур.
1932, Великобритания
Самолет авиакомпании «Империал Эйрвейз» заправляется авиационным топливом «Шелл». Сегодня каждые четыре секунды по крайней мере один самолет заправляется топливом «Шелл».
1963, Великобритания
Первая заправочная станция самообслуживания в Великобритании.
Более 100 лет морская ракушка является торговым знаком «Шелл».
|